"Полтинник" со светосилой 1:1.4 - самая популярная, и наверное, самая ломающаяся модель в истории фотографии. Однозначно, массовость преувеличивает количество проблем, но объективно, есть к чему придарться.
Посудите сами:
- Первые выпуски страдали от малейших ударов - грунлось кольцо-геликоид, ручной и автоматический фокус отказывал.
- Со временем изнашивался планетарный редуктор механизма фокусировки, давая неприятное дребезжание при ручном и автоматическом фокусе
- Двигатель, примененный в нем, имеет ограниченный ресурс, и просто отказывает даже если объектив не ронять, не топить и вообще примерно эксплуатировать.
Мне попался экземпляр совмещающий первые два пункта, его-то я разберу и поремонтирую.
Разбирается он элементарно, настолько, что останавливаться подробнобнее нет смысла, фото говорят сами за себя.
В верхней части снимается кольцо с окном фокусных расстояний после отворачивания трех винтов. Под ним находится "пылезащитная" прокладка и далее снимается кольцо ручного фокуса.
В нижней части отворачиваются все винты байонета, два винта колодки контактов, байонет поддевается в противоположной от контактов стороне и из него выдавливается декоративная заглушка наружу, как показано выше.
Кольцо с переключателем снимается в сторону задней линзы, и на плате отключаются шлейф диафрагмы.
Необходимо снять щетки энкодера расстояния фокусировки, отвернуть три внешних коллара геликоида и отклеить шлейф диафрагмы от корпуса в обозначенном месте.
Все линзы и фокусировочный геликоид вытаскиваются через переднюю часть, и именно в этот момент видно, насколько же печальная участь постигла этот конкретный экземпляр..
Геликоид погнут. Причем погнут с двух сторон, и настолько сильно, что коллары линзы болтаются в прорези совершенно свободно.
В более поздних ревизиях (старых, я уверен, наделали миллионы) прорезь геликоида усилили перемычкой. Отличное решение, которое исправило проблемы с хрупкостью. Жаль поздно..
Методика ремонта есть, и это аккуратная работа тисками.
Геликоид демонтируется, и зажимается в тисках с целью вернуть прорези параллельную форму. Чтобы не сплющить геликоид, держите коллар в прорези чуть дальше чем деформированный участок.
Критерий успеха - коллар должен свободно и без люфта перемещаться по прорези геликоида.
Часто (не скрою, и в этот раз тоже) может понадобится точная подгонка формы кольца, чтобы исключить тугой ход. Для этого снимается редуктор:
И в корпус объектива БЕЗ редуктора просто вставляется геликоид, чтобы проверить легкость хода. Если ход затруднен трением, часто приходится подгибать части геликоида, что наиболее деформированы, внутрь.
Как только геликоид свободно вращается, устанавливается линзблок, и проверяется легкость хода с полным набором колларов. Часто геликоид надо опять подгибать, устраняя яйцеподобную деформацию.
Но, когда (если) ходу ничего не мешает, можно скоцентрироваться на второй проблеме - дребезгу при вращении кольца фокуса.
Причина этой неисправности (которую особенно не любят видеографы) лежит в конструкции планетарного редуктора.
Классический планетарный редуктор представляет собой водило с саттелитами, центральную и коронную **шестерни**, где шестерни подразумевают постоянное зацепление. Сanon же, в угоду компактности, дешевизне или злым Богам, заменила шестерни на шарики.
В измененной конструкции любая ось вращения может проскальзывать, снимая требование иметь отдельный узел для проскальзывания, но жертвуя надежностью.
Шарики просто набивают бороздку на центральной оси, именно она и ощущается как дребезг на кольце фокуса:
Это тоже чинится веьма неожиданным способом, но сперва до планетарной передачи нужно добраться.
На редукторе необъодимо отвернуть все винты на верхней грани, разделить половинки и снять планетарный узел:
Далее - разборка собственно планетарного редуктора: бронзовое кольцо является гайкой, её надо отпустить и вытащить вниз центральную ось.
В верхней части можно увидеть шарики:
При ближайшем рассотрении они совершенно не повреждены, проблема только в оси.
Полировка или иной ремонт оси конечно является фантастикой - у меня, напрмер, даже представления нет об оборудовании которое может помочь. Но можно поступить хитрее - сместить траекторию движения шариков по оси ниже, там где металл свежий.
Для этого нужно сделать ровно три шага:
На самой большой шестерне стачивается часть, обращенная к бронзовой шестерне на примерно 0.2мм, именно на это расстояние мы двигаем шарики.
В меньшей шестерне (она водило) необходимо углубить отверстие для оси. Нужно углубить отверстие сверлом примерно 3мм диаметром и на глубину до 0.5мм.
Собрать редуктор воедино, и, поскольку, общая высота планетарного узла уменьшилась, выбрать промежуток шайбой той же толщины, которую сточили в п.1.
В результате от объектива складывается ощущение нового в плане фокусировки, при минимальных усилиях.
Для финальной проверки стоит частично собрать узлы в минимальной конфигурации: байонет, колодка байонета, геликоид и линзоблок. Этого будет достаточно для проверки плавности хода и работы автофокуса.